Skip to main content

Вице-президент ПАО «Группа Ренессанс Страхование» Владимир Тарасов рассказал, как системный подход и отказ от шаблонов в работе с таксопарками и каршерингом открывает новые возможности

Ваша компания первой начала страховать каршеринг и одной из первых — таксопарки. Почему вы рискнули работать с теми сегментами, от которых все страховые компании ждали только сверхубытков?

Это наша стратегия — быть первыми. Конкретно в этих сегментах нам помогли наши возможности детального анализа. Ключ решения проблемы был в сегментации. Мы перестали рассматривать «такси» как нечто однородное, начали оценивать каждую группу клиентов отдельно.

Крупный парк с собственным штатом водителей, системой отбора и обучения, с использованием телематических систем — это один уровень риска. Частный водитель, работающий через агрегатор на арендованной машине — абсолютно другой. Для нас было важно найти точки соприкосновения с теми клиентами, которые сами заинтересованы в повышении безопасности и порядка в своей работе.

Мы разработали способы оценки рисков каждого конкретного парка: оценивали и модель управления, и систему отбора и обучения, и использование мониторинга, и другие факторы.

Внедряете ли вы новые технологии для упрощения оформления полисов и урегулирования убытков?

Да, это одно из наших приоритетных направлений. Мы видим запрос клиентов на скорость и простоту взаимодействия. В частности, для корпоративных клиентов мы развиваем портал Fleet 360, который призван стать единой точкой входа для получения страховых услуг. Через него можно не только оформить полис, но и управлять процессом урегулирования убытков, а также получать доступ к ряду нестраховых сервисов, которые могут быть полезны в операционной деятельности таксопарка. Например, реализовать автомобили с пробегом, пройти ТО и сделать нестраховой ремонт. Цель — сделать взаимодействие максимально прозрачным, предсказуемым и удобным.

Чем принципиально отличается стандартный полис ОСАГО от полиса для такси? Почему для таксистов действуют особые тарифы?

В основе различий лежит объективная статистика и экономика процесса. Автомобиль такси — это, по сути, рабочее место, он гораздо больше времени находится в зоне потенциального риска. Кроме того, добавляются такие факторы, как усталость водителя, интенсивное движение в часы пик, ночью.

И несмотря на то, что таксисты — это профессионалы, и на 1000 км пробега частота ДТП у них меньше, чем у обычного водителя, из-за пробега, который может в 5-10 раз превышать пробег личного автомобиля, все это в совокупности приводит к тому, что вероятность наступления страхового случая для такси объективно выше.

Особые тарифы — это не мера наказания, а отражение реального риска. «Обычная» стоимость ОСАГО рассчитывается под усредненные параметры легкового автомобиля. Такой тариф не закладывает в себя те повышенные риски, которые несет коммерческая эксплуатация. Если бы тарифы не отличались, это привело бы к системным убыткам страховщиков и, как следствие, к дестабилизации рынка для всех автовладельцев.

Один из главных вызовов — высокая аварийность. Какие меры, помимо повышения тарифов, могут законным образом снизить стоимость страховки для таксиста?

Повышение тарифов — это крайняя мера, а не основная стратегия. Наша задача — работать на опережение, помогая снижать количество страховых случаев. Лучше всего работает внедрение телематики и программ лояльности — это наиболее эффективный инструмент. Когда водитель знает, что его стиль вождения влияет на его линую оценку, он начинает относиться к управлению автомобилем более осознанно. Меньше резких маневров, соблюдение скорости — все это напрямую снижает риск аварии. Например, наша программа совместно с компанией Exodrive по страхованию парков такси с использованием технологий искусственного интеллекта, телематики и BigData с целью снижения уровня аварийности показала у первых автопарков-клиентов, внедривших решение, за время проведения пилота было снижение количества ДТП от 10% до 20%. Кроме того, сократилась средняя тяжесть повреждений автомобиля при ДТП: количество дней, проведенных в ремонте, уменьшилось на 25%. Программа состоит из 4 блоков: скоринга, работы с мотивацией водителей, рекомендаций по управлению парком и BI-аналитики.

Кроме того, мы взаимодействуем с таксопарками, организуя семинары по безопасности дорожного движения. На них разбираются типичные причины ДТП с участием такси, даются рекомендации по их предотвращению. Также обсуждаются вопросы противодействия мошенничеству, что выгодно обеим сторонам.

Мы не работаем по шаблону. Для каждого парка или водителя мы анализируем конкретные данные: продолжительность безаварийной работы, стаж водителей, модель управления транспортными средствами. Клиент с положительной историей и прозрачной организацией работы имеет все основания рассчитывать на более выгодные условия.

Как тренды на беспилотные автомобили и каршеринг могут изменить рынок страхования такси в будущем? Готовится ли ваша компания к этим изменениям?

Эти тренды действительно окажут существенное влияние, и мы уже наблюдаем первые изменения.

По своим рискам каршеринг близок к такси — та же интенсивная эксплуатация и частая смена водителей, но еще и с разным уровнем опыта. Мы уже адаптируем наши продукты и подходы к оценке рисков для этого сегмента, учитывая его специфику.

Беспилотники — более долгосрочная перспектива, но она потребует фундаментального пересмотра подходов к страхованию. Ключевой вопрос сместится с «человеческого фактора» («Кто виноват?») к «техническому сбою» («Что сломалось и почему?»). Ответственность будет распределяться между оператором сервиса, производителем аппаратного обеспечения и разработчиком программного обеспечения.

Наша компания ведет мониторинг этих технологий и участвует в экспертных дискуссиях с регулятором и участниками рынка. У нас уже застрахованы российские беспилотники, и мы первыми в стране урегулировали страховой случай с беспилотным автомобилем. Мы изучаем, как будут применяться традиционные виды страхования, такие как ОСАГО или каско, и какие новые продукты могут потребоваться, например, страхование киберрисков или ответственности разработчиков алгоритмов. Мы рассматриваем эти изменения как естественную эволюцию рынка, которая открывает новые возможности для развития страховой отрасли.

Спасибо!

Ваша заявка принята.
Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.