Skip to main content

Запуск автоматической рассылки уведомлений водителям без ОСАГО переносится как минимум на конец июня. Изначально планировалось, что уведомления будут отправляться через портал госуслуг, анонс системы сделали страховщики. Однако, как выяснил “Ъ”, сроки сдвинулись из-за разногласий между ведомствами. Минцифры считает, что систему необходимо доработать, что может потребовать дополнительного финансирования. МВД настаивает, что водители, купившие полис, но получившие уведомление по ошибке, должны иметь возможность сообщить об этом государству.

В настоящее время проверку наличия ОСАГО проводят инспекторы ГИБДД. За отсутствие полиса предусмотрен штраф в размере 800 рублей, а за повторное нарушение – от 3 до 5 тысяч рублей (повторное нарушение учитывается с 1 января 2025 года). Страховщики уже более десяти лет добиваются запуска системы автоматической проверки полисов с использованием дорожных камер. МВД готово запустить этот сервис не ранее октября 2026 года, так как требуется модернизация системы «Паутина», к которой подключены все дорожные комплексы. Несмотря на это, в СМИ и блогах регулярно появляется информация о запуске проверки по камерам с 1 марта 2025 года. Однако эта дата обсуждалась лишь ориентировочно осенью 2024 года и не является утвержденной.

Параллельно велись переговоры о запуске временной схемы, при которой проверка наличия ОСАГО производилась бы среди водителей, получивших штраф через портал госуслуг. Им планировалось направлять автоматические уведомления с требованием приобрести полис. Однако, как следует из переписки министерств, с которой ознакомился “Ъ”, и этот процесс оказался непростым.

Правительство РФ поручило проработку этого вопроса Минфину, Минцифры, МВД и ЦБ еще 3 декабря 2024 года. Минфин подготовил проект распоряжения и направил его на согласование. ЦБ возражений не высказал, но Минцифры указало, что для реализации эксперимента требуется серьезная доработка портала Госуслуг. Ведомство запросило финансово-экономическое обоснование расходов федерального бюджета. Также необходимо определить порядок обмена данными с Национальной страховой информационной системой (НСИС), где хранятся сведения обо всех полисах ОСАГО.

МВД, в свою очередь, настояло на том, что на портале госуслуг должна быть предусмотрена обратная связь. Это позволит водителям, получившим уведомления по ошибке, подтвердить наличие полиса и избежать необоснованных санкций. По мнению ведомства, автоматическая рассылка без возможности обратной связи не имеет смысла, так как важно корректировать данные в НСИС перед внедрением системы фиксации нарушений с камер.

Дискуссия по этому вопросу продолжилась на совещании в ЦБ 13 февраля.

На данный момент Минфин запросил четыре месяца – до 30 июня – на согласование позиций и подготовку нового проекта. Запуск пилотного проекта по проверке страховки также отложен на этот срок.

В Минфине подтвердили, что нормативный акт, регламентирующий процедуру эксперимента, уже подготовлен. В ведомстве пояснили, что его цель – подготовить автовладельцев к удаленной проверке нарушений без участия инспектора ГИБДД и сократить число водителей, управляющих автомобилем без полиса. Минцифры отметило, что участвует в обсуждении, но пока говорить о конечном функционале системы и связанных с ней затратах преждевременно.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) настаивают на скорейшем запуске эксперимента, поскольку, по их оценкам, без полиса ОСАГО ездит до 10% водителей. В случае ДТП с участием незастрахованного водителя потерпевший вынужден обращаться в суд. В РСА подчеркивают, что наличие полисов у всех участников дорожного движения критически важно, а новый механизм может помочь выявлять мошенников, продающих поддельные страховки. Глава НСИС Николай Галушин отметил, что система уже готова к информационному обмену с порталом госуслуг, но пока ведутся технические дискуссии по деталям интеграции.