Страхование такси по обязательному автогражданскому страхованию (ОСАГО) является актуальной и спорной темой. Страховые компании неохотно страхуют таксистов по ОСАГО по ряду причин, и это вызывает немало недовольства у владельцев такси.
Разберем несколько тезисов страховых компаний в пользу «отказа» страховать такси по ОСАГО.
-
У такси больше риск попасть в ДТП
Водители такси попадают в большее количество дорожно-транспортных происшествий, что увеличивает риски для страховой компании. По статистике, автомобиль такси проезжает в год 100-130 тыс. км., а пробег рядового автомобилиста составит 18-22 тыс. км. в год. Средний пробег такси в 5,5 раз выше, чем у рядового автовладельца, что в свою очередь в 5-6 раз увеличивает риск попадания в ДТП.
Считаем, что данный тезис страховых компаний соответствует действительности.
-
Такси часто нарушают ПДД
Часто мы слышим тезис страховых компаний, что водители такси регулярно нарушают правила дорожного движения, и что большая часть ДТП происходит именно по вине водителя такси. Данный тезис является сомнительным. Частота попадания в ДТП по вине водителей такси составляет 22%, т.е. 22 водителя из 100 попадают в ДТП. При этом, частота попадания в ДТП рядового водителя по своей вине составляет 5%, т.е. 5 водителей из 100 попадают в ДТП. Статистика говорит, что ДТП, в которых виноваты водители такси в 4,4 раза больше, чем ДТП с виновностью рядовых автовладельцев. Данная цифра очень существенна, но надо помнить, что пробеги водителей такси в 5,5 раз выше. Следовательно, в относительном соотношении ДТП, в которых виноваты рядовые автовладельцы больше, чем ДТП, в которых виноваты водители такси, а это говорит о том, что водители такси меньше нарушают ПДД.
Считаем, что данный тезис страховых компаний не соответствует действительности.
-
У автомобилей такси высокий износ
Автомобили такси эксплуатируются часто и интенсивно, что увеличивает риск повышенного износа деталей, что может быть причиной ДТП и страхового случая. Это один из тезисов страховщиков, чтобы «отказать» в страхование такси по ОСАГО. Данный тезис также подлежит сомнению. Автомобиль в такси является инструментом зарабатывания денег. Если автомобиль не обслуживать и вовремя не проводить ТО, то автомобиль не сможет приносить заработок своему владельцу. Любой внеплановый ремонт приводит к простою автомобиля, что недопустимо для бизнеса. Именно по этой причине, таксопарки внимательно следят за состоянием своих авто и вовремя проводят все регламентные работы по обслуживанию.
-
У водителей такси агрессивная манера вождения
Существует мнение, что большая часть водителей такси являются крайне агрессивными участниками дорожного движения и подобная манера вождения приводит к ДТП.
Данный тезис страховщиков опять же подлежит сомнению. На рынке существуют инструменты в виде страховой телематики, которая умеет отслеживать манеру возжжения. Стоит отметить, что скорринговый балл качества вождения определяется искусственным интеллектом и исключает человеческий фактор. Подобные системы определяют более 130 параметров и по результату их анализа отслеживают скоринговый балл конкретного водителя. Многие парки уже используют данные решения. Статистика показывает, что водители с агрессивной манерой вождения есть в каждом таксопарке, и задача парка снизить количество подобных водителей. Парку не выгоден водитель с агрессивной манерой вождения, т.к. данный водитель с большей вероятностью попадет в ДТП и принесет парку отрицательный экономический результат.
-
Злоумышленные действия
По мнению страховых компаний, некоторые водители такси могут быть связаны с автоподставами, автоугонами или другими преступлениями, что также увеличивает риски для страховой компании. Мы неоднократно по данному вопросу запрашивали статистические данные у страховщиков, но страховые компании так и не предоставили какую-либо статистику или анализ.
Считаем, что данный тезис страховых компаний не соответствует действительности.
-
Нарушения правил страхования ОСАГО
Некоторые парки такси и водители такси могут предоставить ложные сведения при оформлении страхового полиса ОСАГО. Например, не указывают цель использования автомобиля в такси или вообще не страхуют свои риски по ОСАГО. Нарушение правил страхования является нарушением законодательства, но стоит отметить, что страховщики сами создают все условия, чтобы отрасль такси нарушала существующие правила. Страховые компании используют все возможные варианты, чтобы затянуть или отказать в оформлении договора ОСАГО, а о стоимости полиса говорить и не стоит, в Москве страховой полис ОСАГО с отметкой «такси» может достигать 130 000 руб.
Объективно можно сказать, что страхование автомобилей такси для страховщиков несет повышенные риски. Но, всем известно, что у медали есть и вторая сторона. Парки такси постоянно работают со своими водителями, чтобы снижать количество ДТП, и уже есть множество примеров значительного снижения аварийности. Проблема в том, что не все страховые компании хотят видеть данную работу парков и подробно анализировать частоту страховых событий в рамках конкретного парка.
Стоит отметить, что тенденция меняется и страховые компании начинают по-новому смотреть на рынок такси.